?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


1В связи с проявлениями неоязычества в Северной Осетии ежедневная государственная «Российская газета» в лице корреспондента Элины Марзоевой обратилась за комментариями сложившейся ситуации к благочинному православных церквей РСО–А протоиерею Василию Шауэрману. Предлагаем текст этого интервью.

– В Северной Осетии – единственной христианской республике на Северном Кавказе – была зарегистрирована новая религиозная организация «уацдин», которую называют якобы исконно осетинским вероисповеданием, берущим свое начало у древних арийских народов…

–  Дело в том, что сам термин «уацдин» (можно перевести как «святая вера») далеко не единственный. Есть еще, например, «ассдин» («вера ассов») или «ассаг дин» (при слуховом восприятии возможна игра слов: «асская вера», либо «истинная вера»). За последние годы оформилось уже несколько подобных организаций, две из которых уже получили госрегистрацию в качестве религиозных. Все они, разумеется, претендуют на исконность и истинность. Публикуется довольно много литературы, цель которой  раскрыть существо древней религии для её современного утверждения. Причем делаемые при этом выводы, как правило, идут вразрез с современной наукой или не подтверждаются ею.

 

– Какова сущность и цели подобных религиозных организаций?

– Если вникнуть в суть каждого из подобных течений (назовем их условно традиционалистскими), то окажется, что в них доминирует не религиозная, а культурологическая составляющая. Что касается теологических постулатов, то у различных традиционалистских организаций и авторов они находятся в жестком противоречии. Думаю, что несмотря на утверждения о том, что «древняя осетинская религия сохранилась со времен индоевропейского единства», мы не найдем хотя бы двух человек из описываемой среды, которые бы, не противореча друг другу, смогли сформировать её сущность. Взаимоисключающие теологические построения являются здесь обычным делом, но этот факт не считается существенным. Для того, чтобы убедиться в сказанном, достаточно просмотреть соответствующую литературу, а также некоторые форумы и сайты.

–  Напомните, пожалуйста, историю христианства в Осетии?

– Аланы-осетины являются одним из народов, которые слышали еще апостольскую проповедь. Христианство, ставшее государственной религией Алании уже в первой четверти Х века (вспомним, что на Руси это было в 988 году), уже имело здесь почти тысячелетнюю не государственную, а народную традицию. Если задуматься, то в России есть только два коренных и издревле христианских народа – русские и осетины.

О дохристианской религии алан известно очень мало, но современное научное знание позволяет предположить монотеистичность. Вполне возможно, что именно этот факт и послужил основой для восприятия православия, которое гармонично переплелось с древними арийскими и индоевропейскими традициями, частично сохранившиеся в Осетии до сих пор. Средневековая Алания являлась частью восточно-христианской, византийской цивилизации, сохранив при этом свою древнюю культуру.

После того, как Аланское государствов силу определенных исторических обстоятельств перестало существовать, выжившая часть народа осталась в условиях горной изоляции, почему ослабло и христианское влияние. Однако осетины, по сути, остались христианским народом: об этом свидетельствуют и традиционная культура, и та религиозная система, которую застали русские и европейские ученые еще во второй половине XVIII века, представлявшая элементы православия, выраженные в народных обычаях.

– Однако существует и такое мнение, что осетины – язычники и многобожники и не переставали быть ими даже в эпоху христианизации.

– К сожалению, эта идея активно пропагандировалась в советское время и имела политические цели. На самом деле это, конечно, не так. Например, некоторых людей приводит в недоумение, чему поклоняются осетины, когда молятся в рощах и на возвышенностях, некоторые считают, что они поклоняются камням и деревьям. Но в действительности, как правило, это места древних церквей. Осетины молятся Богу, Богородице, ангелам и святым. Молитва совершается на святом месте, посвященном кому-то из святых. Места, где были алтари, особенно почитаются, и люди из благоговения даже не ходят там, не тревожат покой святого места.

Такое место в Осетии называется «дзуар» (от слова «крест» – место особого присутствия святого покровителя) или «кувандон» («место молитвы»). Если молитва происходит, например, у дерева или камня, то это именно дзуар или кувандон. И ни о каком язычестве не может идти и речи, так как почти все осетинские праздники имеют древние христианские корни.

– Я слышала, что представители традиционалистической религиозной организации обвиняют Русскую Православную Церковь в невнимании к национальному компоненту. Насколько, на Ваш взгляд, отец Василий, эти обвинения обоснованны?

– Наличие собственной древней православной традиции, претерпевшей неизбежную трансформацию, к сожалению, с начала 1990-х годов не всегда учитывалось. Непривычное нарекалось языческим и требовало искоренения или замены на более понятное и, соответственно, правильное. Поэтому могло возникнуть ощущение, что Церковь выстраивает миссионерскую политику, не учитывая веками формировавшуюся и устоявшуюся народную культуру. Другое дело, какие формы стало принимать появившееся на этом фоне движение традиционалистов.

Изначально говорилось о необходимости сохранить собственную культуру. Затем традиционализм стал приобретать формы активного неприятия, вплоть до отрицания существования какой бы то ни было христианской составляющей внутри народной культуры. И это притом, что она как раз и представляет живое и гармоничное переплетение православия и древних осетинских традиций.

По сути, речь идет о реформировании и даже попытке создания новой, искусственной культуры и религии. К большому сожалению, все эти процессы вполне укладываются в рамки набирающего по всей стране хорошо всем известного движения неоязычества. В Осетии они имеют собственную специфику, однако в основных направлениях идентичны общероссийскому, скажем так, «эталону».
Все эти печальные явления неизбежно приведут к расколу осетинского общества по конфессиональному признаку. Сейчас адепты новой религии эксплуатируют тезис о религиозной исключительности. Мы знаем, что это всегда приводит к религиозным конфликтам и пробуждает агрессивный национализм. И это происходит в поликонфессиональной и полинациональной республике с традиционно стабильными межнациональными отношениями.

– А каково положение Православной Церкви  в Северной Осетии сегодня?

– Народ идет в храмы, люди жаждут слова Божьего. Воплощением наших миссионерских стремлений стало начало деятельности духовной училища, открыть которое по прошению нашего правящего архиерея Владыки Феофана Священный Синод Русской Православной Церкви благословил в октябре 2010 года. В семинарии  будут готовить священников, понимающих язык и культуру своего народа.

В целом Православная Церковь в республике с более чем 40 храмами и часовнями остается крупнейшей религиозной организацией. В Северной Осетии есть два монастыря – Аланский Свято-Успенский мужской и Аланский Богоявленский женский, действуют православная гимназия, православный просветительский центр. Продолжается строительство новых и восстановление древних храмов.

Церковь в Осетии имеет собственный печатный орган Северо-Осетинского благочиния – ежемесячную газету «Православная Осетия», издаваемую с 2001 года, и (с 2005 года) одноименный сайт (www.blagos.ru). В 2007 году благочинием начат издательский проект «Кавказ христианский». К настоящему времени вышли два тома.

При Богоявленском женском монастыре усилиями Владыки Феофана, настоятельницы обители матушки Нонны и немецкого Фонда помощи детям «Kinder not hilfe» в мае 2007 года завершено строительство детского реабилитационного центра.

Православная Церковь в современной Северной Осетии – активно развивающийся общественный институт, с комплексным планом на будущее и, конечно, немалыми трудностями, стоящими перед ним. Но совершенно очевидно то, что благодаря усилиям священноначалия, духовенства и верующих людей церковная жизнь в Северной Осетии  сегодня возрождается во всей её полноте…

И, конечно, фактом остается декларируемая в обществе историческая принадлежность большинства населения Северной Осетии к Православию. Более того, сегодня многие нормы христианской нравственности усвоены осетинами всех вероисповеданий настолько глубоко, что воспринимаются ими как исконно национальные.

Comments

Profile

собор
prav_osetia
prav_osetia

Latest Month

January 2012
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek